Опубликована Куприяновой Т.М. и Растимешина В.Е.:"Как эффективно обучать персонал в системе ТРМ (англ.): Дорожная карта и основные форматы

 

                 Развитие и обучение персонала – одно из важнейших условий внедрения и достижения позитивных результатов проектной деятельности. Без предварительной подготовки, поэтапного обучения участников проекта и общего или промежуточного подведения итогов невозможно, по нашему мнению, реализовать и закрепить результаты ни одного успешного проекта.

Схематично этот процесс показан на рис. 1.

Рис. 1

Источник: Коллисон К., Парселл Дж. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М.: ИКСИ, 2006. – 296 с.

                Применительно к такому сложному и многоплановому проекту, как внедрение и поддержание результатов в системе ТРМ, это тем более верно и необходимо.

Анализируя опыт успешного консультирования проектов по ТРМ, мы вывели ряд следующих закономерностей и особенностей, которые позволяют наиболее рационально и результативно построить процесс обучения:

  1. Субъектом обучения должен быть практически весь персонал компании. И это не только вытекает из самого названия системы ТРМ – «Общее производительное обслуживание оборудования», но и служит реальному вовлечению персонала во внедрение и поддержание деятельности по проекту. Даже в тех случаях, когда принято решение о внедрении не 8 направлений системы ТРМ, а только 3 или 4, то ознакомление с содержанием, технологией внедрения, целями и планируемыми результатами проекта должно быть выполнено для всего коллектива.
  2. Учебно-ознакомительные и учебно-тренинговые мероприятия должны проводиться «сверху-вниз», т.е. от высшего руководства до производственного персонала.
  3. При подготовке каждого учебно-тренингового материала необходимо обеспечить два условия:
  • с одной стороны, объем и глубина материалов, используемых для обучения, должны соответствовать не только уровню подготовки, но и быть «дозированными», т.е. отвечать потребности в практической деятельности,
  • а с другой стороны, быть встроенными в общую архитектуру проекта, чтобы каждый участник понимал и видел «свой маневр».

                При формировании консультационных программ внедрения системы ТРМ мы руководствуемся общей Дорожной картой, приведенной на рис. 2. В своей универсальной части она ориентирована на первые полтора года внедрения. Дальнейшая периодичность учебно-тренинговых курсов определяется реальными темпами внедрения и особенностями персонала, участвующего во внедрении. В частности, его возможностями самоорганизации и самообучения. Подразделения, указанные в первой графе Дорожной карты, суть  части Временной организационной структуры, создаваемой для внедрения системы ТРМ.

Рис. 2

                Обращаем внимание на стартовое обучение в «нулевой» месяц – это семинар-дискуссия на тему: «Нужна ли вам система ТРМ и зачем?» Дискуссия проводится после короткого ознакомительного семинара (обзорной презентации) с раскрытием результатов и технологии внедрения системы ТРМ.

Мы предлагаем участникам (ТОР-менеджерам) ответить на следующие вопросы:

  1. АКТУАЛЬНА ли система ТРМ для Вашей компании? Если актуальна, то ПОЧЕМУ?
  2. Какие конкретные РЕЗУЛЬТАТЫ проекта вы предполагаете получить?
  3. Какие НАПРАВЛЕНИЯ системы ТРМ Вы считаете необходимо внедрять для получения ожидаемых результатов?
  4. По Вашему мнению, какие виды ОБОРУДОВАНИЯ, имеют основания рассматриваться в качестве модельных?
  5. Есть ли у Вас предложения по СОСТАВУ Проектных команд ТРМ?

                Ответы на эти вопросы участники дают на следующий день после ознакомительного семинара. В тех случаях, если они сами убеждены в необходимости внедрения и готовы доказать эту необходимость, то можно приступать к организации работы по проекту и следующим этапам обучения.

Примерное содержание «полей» (клеточек) Дорожной карты на первые полгода внедрения мы привели в виде Комментария на рис. 3-4.

 

Рис. 3

Теперь остановимся коротко на методах обучения и методиках тренинговых занятий.

                Наибольшую сложность представляют обучение и тренинги производственного персонала (операторов, наладчиков, ремонтников). Основной принцип обучения – это его близость к «Уроку по одному вопросу» (УОВ или OPL – One Point Lesson): за одно занятие – одна тема, самыми простыми словами, за 10-20 минут (на теоретическую часть). Еще 15-20 минут – ответы на вопросы, выполнение практических заданий. Освоение практических приемов сразу же после теоретической части, хотя бы и на учебных примерах, – важное условие дальнейшего применения их на рабочих местах. Такой формат снимает «страх новизны», боязнь ошибиться, позволяет участникам задать необходимые уточняющие вопросы.

                Условия проведения обучения должны быть максимально приближены к производству, чтобы можно было проиллюстрировать примеры на оборудовании, но в то же время достаточно комфортные, т.е. в помещении не должно быть сильного шума, участники имеют возможность удобно сидеть и хорошо видеть наглядный материал (слайды, образцы, примеры).

 

                Для персонала Проектных команд ТРМ (из руководителей и специалистов) мы рекомендуем и тренируем три следующие формы учебно-тренинговых коммуникаций:

                1.Совещание «РАЗБОР ПОЛЕТОВ»

                2.ПРОБЛЕМНОЕ совещание

                3.Совещание «РЕТРОСПЕКТИВА»

Рис. 4

 

Совещание «РАЗБОР ПОЛЕТОВ»

Это – оперативный краткий анализ произошедших событий или проведенных мероприятий с выводами для дальнейших действий (улучшений).

                Цели совещания:

  • Обучение участников действий «по свежим следам».
  • Выработка решений и планов действий.
  • Обмен оперативной информацией.

На них всегда обсуждаются 4 основных вопроса:

  • Что должно было произойти (цель или результат, который мы ожидали)?
  • Что произошло на самом деле?
  • Почему возникло расхождение между желаемым и действительным?
  • Чему мы можем научиться?

Организация проведения:

  1. Совещания проводятся сразу же после завершения события.
  2. В помещении должны быть доска или флип-чарт, а у участников – небольшие листы бумаги.
  3. Совещание занимает 20-30 минут.
  4. Каждый участник отвечает на ВСЕ 4 вопроса.
  5. Для проведения обязательно назначается ведущий (фасилитатор).

Условия успешного «Разбора полетов»:

  1. Установка – обучение и извлечение опыта, а НЕ критика.
  2. Необходима атмосфера открытости и равенства всех участников («без погон»).
  3. Участники сначала записывают на листочках ответ на 1-й вопрос, а затем высказываются «по кругу». После этого они записывают ответы на 2-й вопрос и т.д.
  4. Ведущий фиксирует на листе наиболее важные моменты, выводы, договоренности, планы.
  5. Записи обрабатываются, переносятся в электронный вид (в форме Резюме №...) и используются участниками.

ПРОБЛЕМНОЕ совещание

Это – формат системного обсуждения и решения сложных вопросов, возникающих в ходе реализации проекта. Основные особенности таких совещаний:

  1. Проводятся относительно продолжительное время (до 1,5 -2 часов).
  2. Тема, вопросы и материалы, которые необходимо подготовить, указываются в специальном приглашении на совещание.
  3. Участники совещания заблаговременно получают приглашение и материалы (за неделю, в крайнем случае – накануне).
  4. Совещания проводятся в соответствии с правилами творческого обсуждения проблем (внимание, взаимоуважение, работа в позитив).
  5. Идеи, высказываемые участниками, должны визуализироваться.
  6. Для выработки решения по сложным проблемам могут создаваться микрогруппы – как в ходе самого совещания, так и после него.
  7. Принятые на совещании решения оформляются в соответствующем документе (резюме, плане работы, проекте приказа, методике, графике, аналитической записке и др.).

Совещание «РЕТРОСПЕКТИВА»

Это – неформальное подведение итогов проекта и выработка рекомендаций для реализации последующих проектов по ТРМ.

Основные условия и вопросы для обсуждения на совещании «Ретроспектива»:

  1. После завершения проекта следует найти клиента, которому может пригодиться информация о реализованном проекте.
  2. Совещание следует проводить не позднее 2 недель после окончания проекта (необходимо обеспечить наличие флип-чарта, видеокамеры или диктофона).
  3. Приглашаются руководитель проекта и ключевые компетенты – участники проекта.
  4. Необходимо назначить фасилитатора (вначале он должен попросить всех представиться и определить свою роль в проекте, добиться, чтобы участники воспринимали совещание как СВОЕ личное, затем озвучить его цель, создать атмосферу открытости).
  5. Сравнить фактические результаты проекта с его целями.
  6. Рассмотреть выполнение проекта шаг за шагом.
  7. Обсудить вопрос: «Что получилось хорошо?»
  8. Выяснить, почему это произошло, и зафиксировать в форме совета на будущее.
  9. Обсудить вопрос: «Что мы могли бы сделать лучше?»
  10. Сосредоточиться на том, как можно в будущем избежать подобных ошибок.
  11. Убедиться, что участники покидают совещание, высказав все, что у них накопилось.
  12. Обработать записи и составить Отчет (Резюме).

                Для ТОР-менеджеров, кроме обучения в составе Пилотных и Проектных команд ТРМ, рекомендуем участие в регулярных заседаниях Комитета ТРМ, где обсуждаются и рассматриваются промежуточные и окончательные итоги проекта, а также новые проблемы и темы для реализации проектов по ТРМ.

                Важным условием при проведении обучения в системе ТРМ является поддержание общего информационного поля о ходе проекта для всего персонала компании. При правильно организованной PR-компании это обеспечивает лучшее взаимопонимание, поддержку и стимулирование новых достижений в коллективе.

                Обращаем также внимание, что о ходе и результатах проекта целесообразно информировать своих партнеров: поставщиков и потребителей продукции с тем, чтобы получать их поддержку и обратную связь от них.

Т.М.Куприянова, В.Е.Растимешин,
консультанты по управлению и организационному развитию